Виктор Довгань

Эффективная реализация проектов при участии частного сектора определена одной из прогрессивных норм развития экономики государства, модернизации инфраструктуры, улучшения уровня жизни населения каждого конкретного региона и страны в целом. В целях достижения результатов при налаживании отношений государственно-частного партнерства (кроме границ их ответственности, порядка и особенностей финансирования объектов, выбора форм осуществления партнерства, распределения рисков между сторонами), важное значение приобретает выбор бизнес-партнера. И, безусловно, определяющим фактором отбора является репутация компаний.

К примеру, если компании не выполняют государственные контракты качественно, независимо от того — иностранные у них корни или украинские, их вносят в черный список, хотя это и не предусмотрено законодательством. Кроме того, высокая репутация украинского рынка —  очень хороший сигнал для крупных стратегических инвесторов. Когда та или иная крупная компания с высокой репутацией начинает переговоры об инвестициях, к примеру, в спортивную отрасль или железнодорожную, это сразу поднимает проект на очень высокий уровень. Как это было, скажем, в контексте с General Electric, когда переговоры вышли на уровень премьер-министра, Президента. Это сразу упростило для инвестора все формальности и сделало проект быстрым и качественным. Поэтому репутация очень важна для украинского бизнеса в целом и отдельных компаний в частности.
На самом деле интерес инвесторов к Украине, в принципе, достаточно велик. Но процент реализованных проектов не очень высок, так как, безусловно, инвестору сложно принять решение о вложении средств в страну с высокими политическими и военными рисками. Тем не менее практика показывает: в Украину зашли новые авиакомпании, что поднимает на новый уровень авиационный сектор и отрасль украинских аэропортов, пришли миллиардные инвестиции из Китая. Все это показывает среднему инвестору, что Украина — в фокусе, что наша страна является репутационно интересной, несмотря на коррупционные риски, агрессию со стороны России и другие вызовы.

Немаловажно еще и то, что крупный бизнес становится все более прозрачным, открытым с точки зрения корпоративного управления. Мы видим успешную корпоратизацию таких крупных предприятий, как «Укрзализныця», «Укрпочта». Сейчас занимаемся корпоратизацией аэропортов. Бизнес, безусловно, заинтересован в лоббировании определенных вопросов, и важно, что этот процесс отходит от практики кулуарных договоренностей, осуществляется прозрачное лоббирование бизнес-интересов через профильные ассоциации (ЕВА, Американская торгово-промышленная палата), дорожащие своей репутацией. Мы видим, что государство тоже достаточно открыто для цивилизованного лоббистского инструментария: Премьер, Президент, министры принимают активное участие в мероприятиях ассоциаций и таким образом эффективно взаимодействуют с бизнесом.