Юрий Чевордов

Украина, к сожалению, пока остается сырьевой страной. И в наших реалиях репутация не является настолько значимым фактором для роста и лидерства в бизнесе, как в Центральной Европе, властью и лидерством наделяются те, у кого в руках ресурсы. И их репутация зачастую не играет никакой роли для общества, наделяющего их властью и лидерством в собственных глазах.

Однако с 2014 года вектор развития рынков изменился — украинский экспорт в страны ЕС вырос с 25% до 45%. Именно продвижение на европейский рынок поднимает репутацию на высокий уровень. И здесь встает вопрос наших национальных особенностей — в отличие от большинства игроков европейских рынков, украинские компании имеют сравнительно недавнюю историю. И репутация их формируется буквально на глазах. Отойти от клише, работавших на постсоветском пространстве, смогли лишь единицы. А так как репутация — продукт скоропортящийся, и общество постоянно пробует его на вкус, опираясь на полученную информацию, то это существенный вызов представителям украинского бизнеса. Здесь нет места случайным решениям, дешевым идеям и непродуманным действиям.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что репутация бизнеса, выходящего на новые рынки, коррелирует с репутацией государства, из которого он происходит. Хотим мы того или нет, мы берем на себя как риски, так и бонусы восприятия нашей страны. И наоборот — работаем на ее имидж. Наверное, в нынешнем периоде есть некий бонус для развивающегося бизнеса: понимая рост интереса к государству, заинтересованность государства в бизнесе, можно воспользоваться суммарным вектором усилий. Платформой для этого может стать, например, ежегодный инвестиционный форум в Харькове, где подписываются миллиардные контракты. В этих договорах государство выступает гарантом, а бизнес формирует портфель заказов. Два-три контракта, под которыми губернатор ставит свою подпись, — и четвертый иностранные партнеры уже готовы подписывать с бизнесом напрямую. Твоя репутация подтверждена!

Мы находимся сейчас еще и в процессе формирования нашей «Вселенной», я бы сказал, это пятый год после «Большого взрыва». Все процессы максимально интенсивны, но не имеют истории и опыта, на который можно опереться. Однако направление движения задано, и формирование репутации в бизнес-среде, создание некоего института добропорядочности и ценности ключевых добродетелей, определенных эволюцией, — лишь вопрос времени. Надо лишь не забывать, что безупречная репутация не только наделяет бизнес конкурентными преимуществами, но и возлагает на него дополнительную высокую ответственность.