Андрей Дубас

Безусловно, наибольшим вызовом прошлого года для банковской системы Украины была коронавирусная пандемия. Клиенты всегда реагируют на масштабные вызовы боязнью возникновения проблем с ликвидностью финучреждений. Банк получает депозит в большинстве случаев на год, а кредиты выдаются на более продолжительный срок. Недопущение проблем с ликвидностью для любой банковской системы является главной задачей, а в период коронавирусного кризиса это особенно важно.

Самое интересное то, что пандемия оказала на Украину не такое серьёзное влияние, как на другие страны. Этому есть две причины. Во-первых, она наиболее сильно зацепила малый и средний бизнес во всём мире. В Украине же доля этого сегмента в сравнении с развитыми странами весьма низкая – 15–16%, тогда как в ЕС – 48,1%, США – 52%, Китае – 60%. Таким образом, локдаун в этих странах нанес малому и среднему бизнесу очень болезненный удар. В Украине этого не произошло, хотя и радоваться не стоит, поскольку малая доля МСБ плохо сказывается на экономике.

Во-вторых, после реформы 2014–2018 годов украинская банковская система стала ликвидной, Нацбанк определил гибкий курс гривни к иностранным валютам. Следовательно, в 2020 году мы не видели массового оттока депозитов и резких скачков курса валюты – основные индикаторы благоприятствовали сохранению высокой репутации банковского сектора. В итоге с актуальными задачами репутационного менеджмента украинские банки справились отлично.

На данный момент в банковском секторе продолжается внедрение цифрового формата. В ковидный период он был очень востребован, поскольку позволяет обезопасить клиентов от заражения коронавирусом. Финучреждения небольшого и среднего сегмента выходили с многочисленными заявлениями о том, что они освоили проекты цифровых банкингов. Это важно, так как до недавнего времени были известны цифровые банкинги лишь двух крупнейших учреждений, которыми пользовалось большинство украинцев. Благодаря в том числе и пандемии на цифровой финансовый рынок вышло много новых игроков.

В нынешнем году, я думаю, будет прослеживаться так называемая ситуация постэффекта. Мы будем наблюдать точечные локдауны, проблему утраты физлицами источников доходов. Однако в соответствии с прогнозами экономика постепенно начнет возрождаться, значит, в 2021 году мы сможем рассчитывать хоть и на небольшой, но все же рост ВВП. Что касается репутации банков, то они должны, учитывая минувший год, информировать своих клиентов о том, что финансовый сектор успешно прошел сложный период и никаких угроз для депозитов нет. Таким образом, банки смогут стимулировать приток депозитов.

Хороший сигнал послан государством: власть говорит о процессе амнистии капитала. Если это произойдет, деньги вернутся в банковскую систему. В данном направлении банки заинтересованы активно транслировать месседжи о преодоленном в 2020 году шторме и о сохранении стабильности на рынке. Это позволит стимулировать массовый приток депозитов после амнистии капитала, что, в свою очередь, активизирует позитивные процессы, в том числе кредитование. 

ОК