Андрей Малафеев

Участники строительной отрасли наконец вылезли из своей скорлупы, из своего кокона, в который они усердно прятались десятилетиями. К ним пришло осознание, что пора о себе кричать, открываться и говорить всю правду. Иначе -- беда.

Это осознание, думаю, далось им нелегко. Строительная отрасль ужасно консервативна и не публична. Эдакая железобетонная отрасль. Новый подход к коммуникациям, новые инструменты воспринимаются ею как нечто инородное и приживаются редко.

Журналисты знают, каково брать интервью у топ-менеджеров крупнейших строительных компаний. Они находят сто тысяч отговорок, чтобы не встречаться со СМИ и не отвечать на вопросы. Эта непубличность стала опасной и – скажу больше -- может стать причиной гибели отрасли.

Сегодня изменилась структура инвестиций в отрасль. Иностранные инвесторы не идут – у нас кризис. Олигархи свернули программы – у них нет на это лишних денег. Государство – тоже не заказчик. Остался один инвестор – украинский гражданин, который выходит на рынок со своим накопленным, чтобы наконец решить жилищный вопрос или сохранить сбережения в квадратных метрах. Он – единственный источник, питающий отрасль. Это вам и потребитель, и инвестор, и коммуникационная среда, и среда обитания.

И отрасль должна сделать все, чтобы его, единственного, привлечь, уберечь и удовлетворить. А простой украинский потребитель квадратных метров сегодня смотрит на стройплощадки со все большей опаской. Многочисленные скандалы – по большей части раздутые -- вызывают у него растущее недоверие к застройщикам. Я бы даже сказал – панику. И не сегодня-завтра он может просто уйти со своими накоплениями на другие рынки. И все – коллапс. Строить будет не за что и не для кого.

А как вернуть доверие? Правильно – только общаясь. Грамотно, качественно, напрямую. То есть, надо вылезать из скорлупы, налаживать коммуникационные мосты и общаться с людьми. А для этого необходим PR – яркий, чумовой, разрывающий традиционные шаблоны и главное – разъясняющий. Он один и может спасти. На него сейчас большие ставки. Хороший PR спасет отрасль. Плохой – убьет. Сегодня некоторые застройщики уже пользуются удачными PR-приемами. Я бы отметил ХК «Киевгорстрой», в котором блестяще построены коммуникационные мосты с конечным потребителем, компании «Укрбуд», ПСГ «Ковальская», ГК «Фундамент», «Royal House». Некоторым из них в этом году пришлось сдавать экзамен на стойкость и открытость – вокруг их площадок раздувались скандалы. Но компании находят способы, как наладить ситуацию.

Я считаю, что сегодня ключевым инструментом в налаживании коммуникаций и с государством, и с конечным потребителем должен, в первую очередь, стать интернет: сайты строительных компаний, социальные сети и – профессиональные профильные интернет-издания.

Первые должны быть предельно просты, доступны для потребителя, их задача -- предоставлять максимум необходимой информации. Человек должен знать, что именно, по какой цене, на каких условиях и в какие сроки он может у вас приобрести. Сайт не должен грузить или быть скучным. Он должен быть ярким и понятным – как полка в супермаркете.

Социальные сети – наиболее короткий путь к потребителю. Они позволяют таргетирвать аудиторию – по регионам, социальным группам, запросам и так далее.

Наконец, профильные интернет-издания, отраслевые информационные порталы – такие, как деловой портал о недвижимости и строительстве ABCnews. Это самая удачная сегодня площадка для коммуникации участников отрасли, государства и конечного потребителя. Они доносят до общества позицию участников отрасли, анализируют, дают возможность разобраться в проблемах и конфликтах и таким образом снимают градус напряжения. Наконец, еще один инструмент, без использования которого невозможно достичь результата – это живая коммуникационная площадка. Ею выступают профильные профессиональные сообщества. Такие как профессиональное сообщество участников строительной отрасли -- Ukrainian Building Community (UBC), которое сегодня выстраивает мощные коммуникационные мосты между отраслью, государственными институтами и обществом. Оно дает возможность этим участникам процесса услышать друг друга.

Эти четыре ключевых инструмента в руках грамотного пиарщика гарантируют безусловный успех.