Елена Труш

Главными тенденциями, которые определяли развитие фармакологического рынка, являлись введение реимбурсации, смещение рынка в сторону препаратов отечественных производителей, смещение препаратов высокого по стоимости сегмента в «тень», увеличение рынка микроконтрабанды лекарств, пропаганда лечения согласно принципам доказательной медицины.

Среди интересных идей PR-активности операторов можно выделить следующие: появление на радио передачи о здоровье при поддержке маркетинговой фармацевтической компании ТЕVА, не рекламирующей свои препараты; появление блогов врачей на популярных сайтах (к примеру, на «Обозревателе») с нативной рекламой лекарственных препаратов; работа с врачами через отраслевые интернет-ресурсы; работа с пациентами через пациентские сайты; сотрудничество с блогерами; увеличение  активности работы фармкомпаний с пациентскими организациями; увеличение  онлайн-обучения для врачей и фармсотрудников с участием фармкомпаний; появление корпоративных изданий фармкомпаний, имитирующих В2С глянцевую и деловую прессу («Дарница» начала делать спецвыпуск под брендом делового издания «Новое Время»).

Кроме того, фармкомпании усилили работу по организации сбора врачей на медицинские конференции (увеличили количество приглашенных на мероприятия врачей, оплачивая им проезд, проживание, питание); начали создавать организации для научно-исследовательской деятельности и для поддержки молодых ученых; принимать более активное участие в издании медицинских книг, обеспечивая авторам финансовую поддержку в опубликовании их работ.

Среди наиболее заметных операторов в сегменте качественной работы с корпоративной репутацией можно назвать компанию «Юрія-Фарм», которая реализует стратегию поддержки и развития медицинских кадров в Украине в формате нескольких проектов: «Сходи в майбутнє», «Біотехплатформа». Эти проекты предоставляют врачам доступ к бесплатному бизнес-образованию и ресурсам для научно-исследовательской деятельности. Компания «Такеда» оказывает активную поддержку организации «Пациенты, живущие с ВЗК (воспалительными заболеваниями кишечника)», «Рош» активизировала позицию в отношении защиты прав пациентов, живущих с рассеянным склерозом, добиваясь государственного обеспечения препаратом «Окревус». «Маклеодс Фармасьютикалз лимитед» оказывает образовательную помощь врачам в освоении ІСРС-2 (системы международной классификации первичной медицинской помощи).

В современных условиях операторам рынка крайне важно укреплять свою репутацию путем регулярного измерения уровня удовлетворенности своих сотрудников, персонификации компаний для общественного мнения (представление общественности лидера или первого лица компании). Операторы рынка должны быть максимально открыты для СМИ, постоянно повышать корпоративную культуру, проводить политику корпоративной социальной ответственности, проявлять честность и порядочность в отношении контрагентов, проводить профилактику репутационных скандалов, немаловажно и быстрое реагирование PR-службы на информационные поводы.