Виктор Нагорский

Украинский ритейл в целом, как и сегмент товаров для дома в частности, в последние несколько лет демонстрирует перманентный рост. Вместе со стабилизацией политико-экономической ситуации в стране, улучшением потребительских настроений и ростом объемов продаж, к розничным сетям возвращается уверенность в завтрашнем дне. Ключевые игроки рынка (представленные отечественными и зарубежными компаниями) снова готовы инвестировать в масштабирование бизнеса, что подтверждается значительным количеством новых магазинов. К примеру, сеть «Эпицентр» в прошлом году открыла пять новых ТЦ, а датский ритейлор JYSK — 11 торговых объектов. Кроме того, в сегменте товаров для дома знаковым стало открытие нового магазина украинских брендов «Все. Свои» на столичном Крещатике, а также выход на украинский рынок бренда Zara Home испанской группы Inditex. Кроме того, в прошлом году свой выход на украинский рынок официально подтвердил шведский мебельный гигант IKEA. Таким образом, усиление конкуренции ставит операторов рынка перед новыми вызовами. С одной стороны, борьба за потребителя и его лояльность в первую очередь будет происходить в самих магазинах. Осознавая это, ритейлоры стараются удовлетворить растущие ожидания потребителя от процесса покупки, активно экспериментируют и внедряют новые форматы магазинов. С другой стороны, в условиях общего выравнивания уровня цен и сервиса борьба за внимание покупателей и их привлечение в магазины будет, пожалуй, основной задачей коммуникации брендов. При этом подорожание классических маркетинговых каналов вынудит компании выстраивать коммуникации на 180 градусов и использовать альтернативные инструменты продвижения бренда, в первую очередь — стремительно прогрессирующий digital PR. В Украине крупнейшие ритейл-компании уже не первый год активно используют этот инструмент, все больше концентрируясь на новых медиа — соцсетях, мессенджерах и блогах. Вместе с ростом количества интернет-пользователей в будущем роль этих каналов в коммуникациях брендов будет лишь усиливаться. При этом поддержка и укрепление репутации в глазах потребителя будет возможна только при условии следования принципам социально ответственного бизнеса, честной и правдивой коммуникации, выполнения своих обещаний перед клиентом.