Игорь Гарбарук

Классическая фраза Уоррена Баффета о том, что «Репутация создается за 20 лет, а рушися за пять минут» - давно уже не аллегория из мира учебников по репутационному менеджменту. Для многих бизнесменов, политиков, публичных персон, …для многих из нас она приобрела реальный смысл.

В условиях затянувшегося военно-политического кризиса и неспособности государственной управленческой вертикали к принятию стратегически выверенных решений, приведшей к фактическому коллапсу национальной экономики и тотальному обнищанию потребителя – любой репутационный риск для бизнес-компании может стать отправной точкой её краха.

И это не обязательно должен быть масштабный пожар и мощный взрыв на базе одного из лидеров рынка розничных продаж нефтепродуктов или фактическое банкротство крупнейшего системообразующего банка, перешедшего в государственную собственность.

Иногда откровенно глупые действия охраны гипермаркета, приведшие к избиению 15-тилетнего подростка, или действия продавцов магазина на АЗС, продавших потребителю некачественный омыватель и не сумевших корректно решить банальную ситуацию с возвратом товара, стают предметом бурного общественного обсуждения с чётко выраженным негативным подтекстом по отношению к данным компаниям, что в последствии ведёт к потере доверия потребителя к ним.

К чему это приводит, лучше всего иллюстрирует фраза Сэм Уолтона, создателя крупнейшей в мире розничной сети магазинов Wal-Mart: «Существует только один босс - Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то еще».

И в ситуации, когда репутационного кризиса не избежать, а по-страусиному засунуть голову в песок уже невозможно – у каждого лидера компании возникает необходимость непосредственного участия в решении данной ситуации. И то, как он ведёт себя в этой конкретной ситуации, является его персональным Моментом Истины. Персональным тестом перед самым суровым экзаменатором по имени Жизнь.

Один из наиболее ярких примеров, как именно необходимо действовать в таких ситуациях, по моему мнению, уже многие годы успешно демонстрирует, наверное?!, самый одиозный, непредсказуемый и неоднозначный бизнесмен Украины, владелец ТМ «Хортица» – Евгений Черняк.

Всегда со своим мнением и не скрывающий своих взглядов. Точно не самый приятный в общении и крайне жёсткий в решениях. Не прощающий обид… Он был неудобен «при тех», и стал неудобен «при этих».

Как раньше боролся за бизнес со смотрящими от «семьи» и воевал с конкурентами, так и сейчас, не стесняясь, критикует действующего министра АПК за поток левого спирта из гос.компании «Укрспирт» и действующих депутатов и чиновников, после опубликования электронных деклараций которых, он, постоянный участник списка Forbes, попросил всех считать себя «нищебродом», а коллег по списку мультимиллионеров - «лохами».

Ему это не прощают. Ему за это мстят.

Обвинения в укрывательстве от налогов и искусственном банкротстве собственных предприятий, остановка отгрузки спирта для заводов компании со стороны государственного монополиста, подозрения в связях с сепаратистами.. – далеко не полный список нападок, после которых у любого другого бизнесмена просто от отчаяния опустились бы руки.   Но, не у Черняка.

Его офис теперь в США, в Нью-Йорке, где он проводит 90% своего времени.

Репутационные риски и потери на Родине он с лихвой компенсирует созданием эффективной системы дистрибуции собственной продукции в странах Америки, Европы, Азии.

Он до сих пор крайне мало общается с журналистами. Но если это общение и проходит – то в формате портретного интервью, предоставляющего фактический скан целого дня из его жизни и создающего у читателя впечатление личного полноценного присутствия во время его проведения.

Он не летает показушно в эконом-классе, а после схождения с трапа усаживается в шикарный лимузин. Он просто едет в нью-йоркском метро или использует такси. Потому что так удобно. Удобно и быстро.

Ранняя пробежка в Central Park и музыка Океана Эльзы в наушниках нужны ему для того, чтобы настроиться на результативный рабочий день, а не для самодовольного фото в стиле «оранжевого кролика» на фоне утренних лужаек и фонтанов Мемориала Линкольна в Вашингтоне.

Он не скрывает свои эмоции, слушая Вуди Аллена и когда любимая хоккейная команда проигрывает.

Он задумывается, какую часть производства своей продукции ещё перевести в США и какие льготы на федеральный налог он получит благодаря политике нового Президента США Дональда Трампа.

Он живёт жизнью, которая ему нравится. И так - как ему нравится. А на все репутационные риски отвечает своей неуёмной целеустремлённостью.

Он – человек, и бизнесмен, которого наша страна скорее всего уже потеряла.

И о его потери переживать как раз больше нужно государству Украина, у которого возник очередной и крайне сложный репутационный риск – потеря собственного национального инвестора и производственника, создающего добавочную стоимость теперь для другой страны.

Один такой пример для любого внешнего инвест-фонда – значительно красноречивее, чем сотни сладкоголосых TV-интервью сегодняшних псевдо-реформаторов, вещающих об инвест.привлекательности украинской экономики.

А он, … к сожалению, не один.

Евгений Черняк – легенда украинского бизнеса. Легенда, окутанная массой информации, зачастую не имеющей ничего общего с действительностью.

Евгений Черняк – для кого-то «водочный король». Для меня – Человек-Бренд, который создал себя и своё дело, и целеустремлённо отстаивает свои интересы - не склоняясь перед ударами Судьбы.

У меня нет любви к этому человеку. Скорее наоборот.

У меня есть уважение к Человеку-Личности, который точно знает, что он хочет получить от жизни и что своими делами дать этому миру.