Михаил Барский
В 2020 году основные вызовы были связаны с пандемией, её последствиями и тенденциями, сформировавшимися на фоне этих событий. Менеджмент компаний был озадачен удержанием бизнеса на плаву, сохранением персонала, прогнозируемостью бизнеса для клиентов с учетом вероятности, что часть сотрудников может в любой момент слечь на больничную койку и так далее.
Сфера логистики подверглась огромному числу испытаний и изменений: менялись условия работы, цепочки поставок, не было точного понимания того, как нужно будет работать завтра. Все это, безусловно, сказывалось непрогнозируемостью цен (которые постоянно менялись), сроками выполнения заказов (которые часто увеличивались) и сбоями стабильности взаимоотношений с клиентами (которые приходилось постоянно налаживать). Кроме того, в большей степени чем обычно перевозчики, выполняющие рейсы из Европы, столкнулись с проблемой разрешений на выполнение перевозок. Этот фактор существенно повлиял как на стоимость услуг, так и возможность их предоставления в принципе. Всем пришлось работать в крайне усложнившихся условиях и при этом «держать планку».
Приоритетными для всех операторов рынка логистики были вопросы собственного выживания, связанные, по сути, с сохранением клиентской базы. Это и являлось лучшей мотивацией для работы над повышением собственной репутации и грамотным управлением ею.
Те компании, которые и ранее уделяли внимание своему имиджу, высокому уровню сервиса, поддержке клиентов, а не концентрировались исключительно на сиюминутной выгоде, смогли и в условиях неопределенностей 2020 года добиться высоких результатов. Системно следившие за своим имиджем смогли частично забрать под свое крыло и перераспределить клиентов, уходивших от поставщиков услуг, перекладывающих собственные проблемы на плечи потребителя.
Вызовы 2021-го во многом повторяют сложности 2020 г. Плюс в том, что к работе в постоянно меняющихся внешних условиях все уже более-менее привыкли. Вместе с тем операторам следует готовиться к усилению фактора «миграции» персонала в поисках лучших условий. Удержание и стимулирование кадров станет важной задачей для всех. И тут уже репутация компании как надежного работодателя, обеспечивающего комфортные условия работы и конкурентную оплату труда, будет играть превалирующую роль.