Сергей Матусяк

Украинский авторынок в 2020 году отлично справился с глобальным вызовом человечеству. Несмотря на существенное снижение объемов продаж новых автомобилей во всём мире, особенно в развитых странах, в Украине они даже немного выросли. Причина понятна – люди изолируются и предпочитают использовать собственный транспорт. Однако при этом большинство покупателей отдало предпочтение подержанным автомобилям, которые ввезли из США и Европы. Причем при закрытых границах! Конечно, если бы на рынке новых легковушек было больше предложений бюджетных моделей и более развито кредитование, ситуация для дилеров новых авто выглядела бы намного лучше. А тут еще проблемы с поставками автомобилей из-за закрытия заводов…

К чести автоимпортеров, они очень быстро адаптировались к новым реалиям. Во-первых, все маркетинговые и пиар-активности моментально перешли в онлайн-сферу. Новые модели презентовали посредством видеороликов, которые готовили с помощью местных автоблогеров и автожурналистов. Количество индивидуальных тестов новых моделей для журналистов и блогеров существенно сократилось, а офлайн-презентации исчезли как вид. Многие автобренды сделали открытой информацию о наличии автомобилей на складах своих дилеров и импортеров. Некоторые дилеры разработали схему дистанционной покупки автомобиля и даже начали предоставлять скидки при бесконтактных сделках. Но к «полному онлайну» украинские потребили все же оказались ещё не готовы – число таких сделок пока небольшое. Впрочем, именно те автомобильные дистрибьюторы, которые быстро сориентировались в ситуации и направили в нужное русло дилеров, стали успешными. Например, дистрибьюторы помогли нарастить долю рынка французскому представительству Peugeot-Citroen, которые еще и успешно продвигали новую для себя и полузабытую украинцами марку Opel.

Главным репутационным провалом года считаю очередную попытку вернуть на украинский рынок продукцию из России. Для этого была создана схема так называемой «сборки» на ЗАЗе. Там из машинокомплектов начали собирать почти весь модельный ряд автомобилей Lada и одну модель Renault, которые производятся в России (импорт готовых авто из страны-агрессора запрещен). Данный шаг не привел к увеличению продаж, а провальная коммуникация с обществом существенно подпортила имидж участникам – корпорации «УкрАвто» и Renault.

Среди интересных трендов минувшего года также отмечу «электромобилизацию наоборот». Если в Европе и вообще в мире продажи новых электромобилей увеличились в десятки раз, то в Украине перестали продавать даже те «батарейки», которые ввозились ранее. Вместе с тем вырос спрос на гибридные модификации. Впрочем, есть надежда, что 2021 год в этом смысле станет переломным – импортеры обещают экспансию электромобилей и гибридов в нашу страну. Также возможна либерализация кредитных условий, что станет причиной роста интереса украинцев к покупке новых авто в кредит. А вот очередное заигрывание властей с владельцами «евроблях» может негативно отразиться на авторынке – возможно появление новых схем ввоза автомобилей без уплаты налогов.

ОК