Иван Сорока
В стране, к сожалению, нет четкой государственной политики развития системы здравоохранения, утвержденной на институциональном уровне. Проблемы хронического недофинансирования отрасли больно ударили по частным и государственным лечебным учреждениям, фармацевтическому и аптечному рынку.
Тем не менее компании, работающие в медицинской отрасли, в какой-то степени использовали ситуацию, чтобы укрепить доверие потребителей. Многие фармацевтические структуры оказали весомую гуманитарную помощь больницам 1 и 2 линии. Это «Юрия-Фарм», «ИнтерХим», «Экофарм», «Фармак», «Дарница». Они поставили безвозмездно огромное количество лекарственных препаратов и СИЗ. С другой стороны, частный медицинский бизнес – «Обериг», «Добробут» – смог организовать ковидные стационары. Такие компании, как «ВЕРУМ», наладили четкую КТ- и УЗИ-диагностику. «МедЛаб» сделала очень качественные проекты, связанные с высокоточным обнаружением коронавируса. Это было достаточно серьезное репутационное испытание.
Большинство медоператоров пострадали от перераспределения спроса. В условиях карантина плановые операции были отменены, и медицинский бизнес от этого очень много потерял. С другой стороны, частные клиники смогли сохранить персонал, не повысили существенно расценки. Рост цен на медицинские услуги, изделия медназначения, лекарственные препараты, был значительно ниже в относительных и абсолютных величинах, нежели рост цен на транспорт, продукты питания, коммунальные услуги. И это, я считаю, репутационный ход, заслуживающий уважения.
Еще одна проявленная тенденция прошлого года – существенное повышение внимания потребителей к качеству продукции и услуг, что зафиксировал ежегодный рейтинг «Украинская народная премия». Репутационные лидеры в фармацевтике и медицинском бизнесе активно участвовали в проектах повышения своего имиджа. В Украинский медицинский клуб начало поступать множество запросов об экспертизе медицинских услуг и товаров. В итоге компании получали заключения экспертного совета в рамках проекта «Украинский медицинский клуб рекомендует». Такие рекомендации операторы активно использовали в своей маркетинговых и пиар-активностях. Это стало трендом для медицинского и фармацевтического бизнеса, что очень важно, ведь вопрос репутации стал основополагающим.