Валерия Овсяник

Конкуренция на украинском авиарынке за год обострилась. Главным аргументом в борьбе за пассажира становится цена, поэтому основные новости в этой сфере — акции, новые тарифы, дифференциация продуктов: билет без багажа, с багажом, с выбором и без выбора места, с дополнительной ручной кладью, в премиум/эконом и прочее.

Вызывали большой интерес и новые маршруты. На весь рынок прогремел Ryanair, причем без особых затрат и усилий — исключительно благодаря президенту и министру инфраструктуры. Процесс прихода компании был скандальным: то перевозчик продал билеты, то его не устроили условия, вот он уже передумал и вернул пассажирам деньги. В это время руководству «Борисполя» выкручивают руки, а остальные авиакомпании возмущаются из-за дискриминации — об этом не написал только ленивый.

Наконец, стороны договорились, а некоторые счастливчики успели купить билеты по пять евро, что вновь спровоцировало волну публикаций и постов в соцсетях: каждый хвастался, куда полетит и за сколько. Заодно с Ryanair попиарились два аэропорта: «Киев», который не соглашался снижать тарифы для авиакомпании, и «Борисполь», который то давал, то не давал согласие, внедрял новые схемы обслуживания, расконсервировал терминал F, куда переманил часть клиентов «Киева» бросовыми тарифами, принял «Киев Борисполь Экспресс», поднял цены на парковку… и вообще почти каждый день подкидывал инфоповоды для упоминаний в СМИ и обсуждений в соцсетях.

Много писали также о Wizz Air, который активизировал деятельность. И, конечно, не обходили вниманием МАУ. Авиакомпания очень старалась, но ей пришлось бороться с волнами негатива —  она отменила бесплатный багаж и ограничила размеры ручной клади, а ведь украинцы уже привыкли провозить их бесплатно. Вот это был антикризис!

Из перечисленных в рейтинге компаний самая хорошая репутация, пожалуй, у Turkish Airlines. Тут сказывается системная работа с прессой и отсутствие сбоев: качественный сервис, огромный выбор разлетов из Стамбула по дальнемагистральным направлениям и доступные цены. Если случается долгая задержка, эта авиакомпания кормит пассажиров, размещает в отелях и всячески информирует своих клиентов. Поэтому в соцсетях нет негативных постов об этом перевозчике, а именно соцсети очень сильно влияют на репутационную составляющую.