Ксения Ефремова
Весь бизнес, и в частности анализируемый сегмент Fashion Retail, столкнулся с неожиданным кризисом COVID-19, что повлекло за собой необходимость адаптации как бизнес-процессов, так и коммуникационных стратегий компаний. Для большинства стал актуальным девиз: «Стань лучшим онлайн или умри». Наличие онлайн-магазина для люксового сегмента fashion-ритейла до кризиса рассматривалось исключительно как опция «nice to have», нежели как обязательная составляющая бренда. Однако в начале пандемии все крупные ритейлеры активно включились в процесс доработки своих онлайн-магазинов и улучшения сервисов продаж. Сегодня отсутствие сильного онлайн-сервиса расценивается как бизнес-слабость, что влечет за собой потерю доли рынка и ведёт к репутационным рискам.
Второй основолагающий тренд – «Создай новый сервис, чего бы тебе это не стоило». Многие ритейлеры запустили собственные сервисы доставки товаров, организации примерок, онлайн-консультаций стилистов. Так Helen Marlen предлагает всем интересующимся клиентам бесплатную доставку и примерку товаров на дому вместе с услугами профессионального стилиста.
Третьим фактором успеха стала социальная ответственность. Мир моды очень быстро реагирует на вызовы времени, будучи ориентированным на целевую аудиторию early adopters. Из-за COVID-19 любой бизнес моментально подключался к участию в социальных процессах и старался помочь людям. Многие украинские дизайнеры и их бренды, такие как BEVZA, FROLOV, The COAT by Katya Silchenko, BOBKOVA, TAGO, Lake Studio и другие, сразу начали шить дефицитную защитную одежду для украинских медиков. Другие же активно помогали врачам деньгами от акционных продаж – среди них ZHLYOVA Lingerie, SHUR SHUR, NIT.KA, Gunya, Indposhiv Bespoke House. Оказаться в стороне от таких важных социальных процессов стало бы большой репутационной ошибкой.
Все участники рынка отстаивали свое право на существование в новом мире посредством донесения своей актуальности:
-
при работе над новыми технологичными решениями, такими как онлайновые 3D-примерочные, улучшенные онлайн-версии магазинов, worldwide-доставки, рассрочки на онлайновые покупки и т. д. (крупные ритейлеры и торговые сети, стартапы в сфере fashion-ритейл и др.);
-
благодаря обеспечению безопасности онлайн-платежей и доставок (онлайновые маркетплейсы и т. д.);
-
при создании новых технологичных и экологичных коллекций (fashion-бренды и локальные ритейлеры);
-
из-за активной CSR-позиции и участия в разнообразных благотворительных проектах и инициативах;
-
используя хорошую HR-политику (сохранение рабочих мест, введение необязательной работы офлайн, улучшение условий медицинского страхования сотрудников и т. п.).
В целом рынок проявил гибкость и способность адаптироваться к новым условиям. Быть модным означает жаждать всего нового, принимать его, нести новизну в мир. Таким образом, на рынке всё происходило и происходит очень быстро и релевантно.