Роман Ильченко
2020 год был полон вызовов во всех сферах деятельности как бизнеса, так и общества. Однако некоторые структуры столкнулись с проблемами финансового характера, учитывая общее падения рынков, в том числе и финансового сектора. Снижение платёжеспособности населения, локдаун, закрытие практически всей сферы услуг, ограничения в отношении логистики – всё это вызвало цепную реакцию, привело к задержкам платежей, тотальным просрочкам и даже к закрытию бизнеса.
В то же время стоит отметить, что банковский сектор переживал повышенную ликвидность. В разговорах с банкирами почти все озвучили одну проблему: острый дефицит «нормальных» заемщиков. И это логично, учитывая отрицательную динамику бизнеса в Украине в целом. Это сильно повлияло на показатели отчетности и, соответственно, на рейтинги операторов по классификации Национального банка Украины.
Многие операторы начали нести репутационные потери. У большинства из них, как правило, есть отдел маркетинга, который в основном думает о повышении продаж и редко отслеживает негативные новости о компании. Также были участники рынка, которые подверглись нападкам посредством информационных вбросов, чаще всего касающихся их бенефициаров. Серьёзных скандалов не наблюдалось, но точечно (тем или иным образом) собственники бизнеса сталкивались с задачей выстоять и затем нивелировать негатив.
Почти все компании декларировали свою корпоративную социальную ответственность, но в реальности всё это, в лучшем случае, оставалось на бумаге. Большинство не имело четкой стратегии в этом направлении, поэтому, как правило, были реализованы единичные социальные проекты.
Я пришел к выводу, что у большинства нет чёткой стратегии по защите своей репутации и тем более по её повышению. Практически все используют классические маркетинговые инструменты.
Еще один фактор – малая узнаваемость топов (можно сказать – нулевая в среде обывателя). Это обусловлено низким присутствием в новостях СМИ. В основном топы появлялись в информационном пространстве в рамках рекламных кейсов. Предположу, что это связано с тем, что большинство изданий требует оплату за размещение любой положительной корпоративной информации.
На мой взгляд, 2021 год будет более агрессивен по отношению к бизнесу, учитывая, что эпопея с коронавирусом продолжается. И это точно повлияет на репутацию многих операторов. Я ожидаю появления всё большего числа коммерческих структур, предлагающих рынку услуги в сфере управления репутацией. Уже сейчас активно поступают предложения мониторинга открытых источников информации на предмет выявления негатива и очистки от него, набирают популярность услуги в сфере новых стратегий повышения репутации отдельных личностей и компаний.
Еще одна тенденция – население начало активно использовать онлайн-ресурсы, так что всё больше клиентов принимают решение о сотрудничестве на основе отзывов и уровня присутствия компании в Интернете. Это даёт основание предположить, что в скором времени у многих бизнес-структур появятся вакансии репутационных менеджеров.